Если Вы любите аниме, то, скорее всего, есть хотя бы один сериал (или одна манга), за выходом которого Вы следите по мере того, как он появляется в Японии.
К счастью, для этого не нужно ждать, пока это аниме лицензируют,
озвучат и выпустят на DVD или кассетах - нужен лишь torrent-клиент и
хороший интернет-канал. Посредством интернета можно следить за
японскими новинками, за тем, кто смотрит и рецензирует то или иное
аниме, где его можно скачать (или хотя бы посмотреть) с английскими
(или другими) субтитрами.
Для аниме-издателей в США
это и хорошо, и плохо. Фэнсаб помогает увеличить популярность того, что
полюбилось поклонникам. Аниме- или манга-компании не могут оспаривать
то, что фанаты ищут в интернете информацию по тем или иным
произведениям, выходящим в Японии, будь то на аниме-блогах, фэн-сайтах, форумах, посредством скачивания эпизодов или просмотра официальных сайтов.
С точки зрения издателя, это отличное маркетинговое исследование. Можно
следить за дискуссиями и узнать, какие произведения пользуются
наибольшей популярностью, а после - именно его и лицензировать. К сожалению, к тому времени, как локализация этого аниме будет завершена, уже слишком поздно - поклонники уже его увидели (эдак с год назад) и теперь смотрят другое.
Неудивительно, что эта тема является объектом многих дискуссий, и то,
как издатели решат эту проблему, повлияет на дальнейшее развитие
аниме-индустрии в США. Продажи DVD уже сократились, поскольку фанаты скачивают около 6 миллионов эпизодов аниме за неделю по torrent-каналам.
Меняющийся рынок аниме
Согласно информации Криса МакДональда с AnimeNewsNetwork,
аниме смотрят два типа зрителей: “коллекционеры”, которые купят и DVD,
и сопутствующие товары, игрушки, фигурки и прочее, и “потребители”,
которые лишь смотрят аниме, но необязательно хотят им владеть. И хотя
“коллекционеры” вряд ли исчезнут, сейчас увеличивается именно категория
“потребителей”.
За последние 10 лет на рынке произошли значительные изменения. Те, кто
втянулся в аниме к концу 90-х, были, без всякого сомнения,
“коллекционерами”, потому что в свободном доступе аниме не было. Лишь
им знаком тот восторг от встречи с VHS-кассетой, на которой бутлегерами
записано аниме - практически любое аниме. Впоследствии возможность
приобрести то же самое на DVD не казалась расточительством.
В настоящее же время аниме можно достать довольно легко, не нужно
охотиться за кассетами или дисками, и потому многие из “коллекционеров”
стали больше похожи на “потребителей”.
Американские издатели пытаются разрешить сложившуюся проблему методом
проб и ошибок. Многие понимают, что письма с просьбой о прекращении
неправомочной деятельности не работают, и идеальным решением является
одновременная премьера произведения во всем мире (хотя до такого еще очень далеко).
И пока подход японских студий не изменится, американские студии не
смогут радовать поклонников релизом серии спустя от силы день после
трансляции в Японии.
Конкуренция с незаконным скачиванием
Предоставление
произведения в цифровой форме занимает умы многих издателей, поскольку
позволяет конкурировать с фэнсаберами почти на равных - “почти”, потому
как платный способ несомненно проигрывает бесплатному, а некоторые
фэнсаб-группы способны, к тому же, предоставить аниме уже на следующий
день после его выхода в Японии. Тем не менее, издатели озабочены тем, как можно заставить фанатов платить за скачиваемое аниме.
Предложены три способа:
1. Можно сделать платным скачивание или трансляцию видео. Скачать что-либо с сайта ADV можно за деньги. iTunes предлагает некоторые аниме-произведения. Xbox 360 предоставляет сервис, по которому можно получить аниме для просмотра на этой консоли. А Tokyopop предлагает возможность скачивания манги на мобильный телефон (что ныне популярно в Японии) по особой подписке.
2. Можно использовать цифровую форму произведения в качестве рекламы физических товаров. DC работает с Flex Comics, японской манга-компанией, рекламируя свои произвдения на мобильных телефонах. Tokyopop предлагает весьма новаторский подход, предоставляя сервис iManga и клипы компьютерной анимации в 3D.
3. Можно договориться со спонсорами о покупке рекламного слота, показываемого до или после демонстрации произведения. Viz сотрудничает с Cartoon Network, чтобы разместить эпизоды популярного аниме, такого как One Piece, Bleach, Naruto на сервисе Toonami Jetstream для онлайн-просмотра. По тому же пути пошли и Comcast с Anime Selects.
Интересным кажется и то, что лишь скачивание аниме сказывается на
продажах. Издатели манги утверждают, что до сих пор сканлейты лишь шли
на пользу манга-индустрии. В будущем это может измениться, если iPod Touch, iPhone, Kindle от Amazon или Digital Book Reader от Sony наберут популярность. И до сих пор неизвестно, какая модель бизнеса окажется выгодной в будущем.
По материалу Animetique & Nekona