Семидесятые годы не так давно ставшего прошлым века считают закатом
научной фантастики. Именно той, где определяющим словом было "научная".
Фантастика постепенно начала стремиться не к внешнему, а к внутреннему
миру героев. И коснулось это не только литературы. В 1977 году начала
выходить манга "Terra e", которая хорошо отражает то переломное для
фантастики время, когда научность еще играет главенствующую роль, но
ростки "гуманитарной фантастики" с упорством пробиваются на благодатной
почве. Первую и довольно успешную экранизацию манга получила в 1980-м в
виде полнометражного фильма. А вторая появилась на свет через 27 лет,
когда сменилось поколение любителей фантастики, и нынешняя аудитория в
массе своей предпочитает космическим кораблям мечи и магию. Но,
несмотря на такой расклад, создатели не стали пересматривать историю и
пытаться ее адаптировать. Свежий сериал получился "приветом из
семидесятых", и в этом его главная прелесть.
Людей, воспитанных на книгах того времени, не раз посетит
чувство ностальгии. И главный ее источник - окружающий мир. Техногенное
разрушение биосферы Земли, чего сейчас побаивается человечество, давно
случилось. Родина человечества стала непригодной для жизни. Памятуя о
своих ошибках, люди создали универсальную систему контроля, имеющую
целью взращивание добропорядочных граждан. Детей от неблагополучных
родителей отдают на воспитание приемным семьям. А тем временем эволюция
не стояла на месте, и у людей начали появляться необычные гены,
прозванные генами мью. Они активизируют мыслительную деятельность
человека, давая способность к телекинезу и телепатии. Поэтому такие
люди не могут быть добропорядочными гражданами и подлежат уничтожению. Устроен мир пусть и не иновационно, даже для того времени,
но целостно и логично. Каждая мелочь, открывающаяся с новыми сериями,
вписывается и не нарушает структуры. Правда, последовательная штриховка
поначалу порождает множество вопросов. Если не любите недосказанности в
устройстве мира, при просмотре первых серий не обойдетесь без легкого
дискомфорта. Да и не только первых, суть конфликта четко излагается
лишь в конце сериала. Впрочем, как и положено в классической научной
фантастике.
Сюжет, как говорится, тоже в лучших традициях. Нынешнему поколению
он покажется заштампованным. Побег молодого парня от системы, его
превращение в лидера Мью, путь к мечте предков, к родине человечества.
То, что было практически не заезженным в те времена, теперь смотрится
совсем не так. Отчасти пафосно, отчасти наивно, но увлекательно. Хотя
обвинять фантастическую сагу в пафосе - все равно, что обвинять сёнены
в непомерной крутости главного героя или гаремные комедии в
необъяснимой любви всех красавиц к среднестатистическому размазне. Не
создатели придумывали законы жанра, не им их нарушать. Даже свои
дополнения к истории, необходимость которых вызвала увеличенная
продолжительность, они умело выдержали в рамках закона. Кому еще пошла на пользу увеличенная продолжительность по
сравнению с полнометражным фильмом, так это второстепенным персонажам.
Они стали объемнее и избавились от роли прикладных инструментов для
выражения сильных мира сего. Особенно персонажи, связывающие двух
главных героев. В "Терре" именно два главных героя, а не один главный,
второй полу-главный. Идеальный солдат Кит Аниан и молодой парень Джоми
Марк Шин. Первый - человек, второй - мью. В них и заложены те самые
"ростки гуманитарной фантастики", наделяющие сериал чертами космооперы.
Точнее, в приходе двух зеркально разных персонажей к общему
знаменателю. В очеловечивании машины и окаменении человека. Из авторской равнозначности главных героев вытекает и
равнозначность противоборствующих сторон. Выбирайте сами, дорогие
зрители. Ни одной стороне не приписывают всех смертных грехов,
заставляя болеть за "наших". Право выбора, пусть даже эфемерное, всегда
подкупает. И на протяжении сериала выбор может поменяться. История
долгая - первую и последнюю серию разделяют почти 15 лет. Персонажи
погибают и взрослеют, появляются новые, судьбы причудливо
переплетаются, открывая персонажей с новых сторон. А перемены в
постоянных героях уже не выглядят быстрыми и нелогичными, лишь
добавляют жизненности. Равно как и боевые действия. В "Терре" война - не
представление. На войне не бывает воскрешений и чудес. Никто не будет
ждать, пока кто-то плачет над телом друга. Смерть не делает исключений,
битвы непредсказуемы. И благодаря этому драматичны. Такой драматичности
не добиться современным стандартным набором пафосных причитаний, давно
набившим оскомину. Смерть, после которой не происходит ровным счетом
ничего, производит куда большее впечатление...
И все это на фоне великолепной графики. При современном
технологическом уровне и яркости красок стиль выдержан в духе все тех
же семидесятых-восьмидесятых. Дизайн персонажей тоже соответствует
выбранному стилю, что может слегка взволновать убежденных
анти-яойщиков, приученных видеть яой даже там, где им и не пахнет.
Яойные лупы им советую спрятать подальше. Качественные опенинги и
эндинги, ненавязчивые фоновые мелодии дополняют и без того приятную
атмосферу.
А недостаток, по большому счету, один, и тот условный. "Терра"
устарела на одно поколение. Но из этого вытекает и плюс. На фоне
засилья клонов в эфирной сетке, сериал смотрится необычно. Для тех,
кому не довелось ознакомиться с тем временем, он может стать неплохим
пособием. Ну а те, кто помнит, смогут окунуться в ностальгию. Не стану
разбрасываться громкими словами, "Терра" не шедевр, но очень удачный
сериал, оставляющий лишь приятные воспоминания. Его приятно смотреть. В
него приятно погружаться. Над отраженными проблемами приятно думать. А
что еще нужно от научно-фантастической саги. Материал взят с: http://animemagazine.ru
|