Если говорить о связи содержания и формы в любом искусстве,
соприкасающемся с текстом или речью, можно выделить две позиции:
сказать много, но выразить тем самым мало, и сказать мало, но передать
великий смысл.
Нет, совсем не обязательно, что краткость - сестра таланта. Они,
скорее, соседи по лестничной клетке: часто сопутствуют друг другу, но
не обязаны встречаться. Бывают вещи, в которых объёмно содержание,
витиеват и сложен язык, но поражают они и заставляют задуматься на
каждой пятой минуте. Бывает арт-хаус, где сказано чуть, и смысл остаётся додумывать самому. Ergo Proxy принадлежит к первому типу.
Герои проходят сквозь цепь запутанных событий, грезят наяву, путают
реальность со сном. Сюжет временами резко вырывается вперед, чтобы
потом отступить обратно и с улыбкой сказать нам: “Извините, все это был
сон”. Камера выхватывает нависшие над передним планом громады Больших
Пафосных Проектов и Событий, а то вдруг концентрируется на одном
человечке посреди высохшей пустыни.
Проглядев с лёгкой оторопью три первых серии, отводишь утонувший в
прострации взгляд и говоришь себе: так, а ну-ка заново, и попробуем
разобраться во всем этом целиком. А потом следишь цепко за ходом
истории, на ходу анализируя и вплетая в общую картину каждую новость.
Лёгкогопросмотра не получается, и наверное, это неплохо…
Стоп. Давайте с самого начала и поподробнее.
Пост-апокалиптическое в серых тонах. Мир внезапно рухнул, люди вымерли. В
большинстве. Почему умерли, и что случилось с миром - никого не
волнует, не суть. Остатки выживших существуют под куполами, в отдельных
городах, сформировав там элитарное общество высоких технологий. Попутно
развивается робототехника, люди размножаются в инкубаторах и хранят
строгий порядок. Раз есть порядок, его надо смутить. Поэтому один
персонаж сбегает из правительственных структур, другой приходит
“издалека” и пытается найти свое место, а третий бегает за ними и
пытается что-то понять. Ничего не напоминает?
Wolf’s Rain. Буквально каждым образом где-то первых
пяти серий, начиная от темы пост-апокалипсиса и заканчивая мотивацией
персонажей. Напомнило, кстати, не зря: Сато Дай писал сценарии и к Wolf’s Rain, и к Ergo Proxy. Но у первого был один большой плюс, которого не получил второй - наличие одной большой, светлой и поражающей воображение идеи. Здесь этого не видно.
Вместо того, чтобы искать Рай, герои каждый занимается эгоистичной
ерундой: ищут себя среди людей, не особенно бурно любят друг друга,
считают кроликов, и конечно, выясняют Самую Главную Тайну Мироздания.
Проблема в том, что зрителю не вполне понятно, куда хотя бы примерно
нужно копать, чтобы эту тайну отрыть? Может быть, это эпидемия
вируса-души среди андроидов, которые здесь называются автолейвами? Может, загадки и происхождения прокси?
Планы загадочных властей? Битвы сверх существ? Все это кружится по
сериалу, изображая кучевые облака, и рождается тайная надежда, что в
конце это все как-нибудь стройно увяжут одной-двумя сериями, да так,
что эти линии идеально сплетутся и объяснят друг друга.
Каково же удивление (пополам с разочарованием), когда в финале нам
щедро отсыпают еще загадок, объясняют одну-две линии, а про некоторые
вообще забывают. Например, так и не понятно, зачем понадобился вирус Cogito? В сюжете он не сыграл важной роли. Зачем вообще было делать таких андроидов, как Пино - живых и совершенно неотличимых от человека? С учетом того, что их механистичность ничем, кроме тьюринг-функции в трех моментах не обыграна, не проще ли было сделать простого хумана?..
Что в Ergo Proxy действительно хорошо - проблески дримтайма
и фантасмагории. Тема “сна во сне” в степени n обыграна уже, казалось
бы, где только не, но здесь она получила вполне достойное воплощение.
Не ударяясь в совершенные глюки, сохраняя логическую линию… Испытываешь
даже лёгкое чувство мазохистского удовлетворения, когда после наряженного кошмара тебя снисходительно возвращают к пробуждению,
когда “все еще в порядке”.
Здесь неплохие характеры. Рил, Винсент достаточно оригинальны, хотя иногда становятся стереотипными (с
того момента как Винсент превращается в стандартную фигуру “робкого
юноши, одержимого экзистенциальными комплексами, а заодно и силой”), Пино кавайна как раз до естественного предела, плюс очень живо озвучена, спасибо сейю (о, наконец-то реалистичный детский смех!).
Имеется и психологический символизм: неоднозначный. Местами он
действительно воспринимается как удачно подобранное неординарное слово:
когда мерцает и пропадает буква “a” в имени главной героини (Real), или в тех же сериях про “страну улыбок” и телешоу. Но уже, скажем, закрытые и открытые глаза у Винсента
- далеко не так оригинально. К тому же, неестественно смотрится
человек, по всему поведению не слепой, но со щелочками вместо глаз.
В Ergo Proxy
есть на что полюбоваться. Пафосные речи, высокие и властные фигуры,
динамичный экшн - это все будет. Плохо то, что во всем этом не
чувствуется целостности и жизни. Совершенно не тянет сопереживать
герою, который “не может найти себя среди людей”, или персонажам,
потерявшим сакраментальный raison d’etre. Там, где Синкай добивается ощущения грусти и сопричастности за три минуты, с помощью короткого монолога и кадров города, Ergo Proxy
тратит несколько серий подряд на восклицания в духе “о боже, мне
никогда не стать настоящим человеком/гражданином”, и при этом верится
во все это слабо. Очень сложно сочувствовать персонажу, который в
компенсацию всем возможным психологическим проблемам получает
сверхчеловеческую силу. Для сопереживания нужно узнать в персонаже
себя. Диалоги, монументальные конструкции, пестрящие десятком отсылок к
культуре и мифологии, с трудом передают жизнь.
Ergo Proxy имеет достаточно много шансов понравиться.
Но проникнуться его идеей - целостной идеей всего произведения - мало
кому удалось. Слишком уж эта идея скрыта за баррикадой сложного и
топорного языка повествования, которого к тому же много. Сноб-сознание
тихо бухтит после просмотра: “Да нет там вообще никакой идеи, сценарист
сам не знал, чего хотел, нагородил мути и изобразил, что тут скрыта
гениальность… а вы повелись, несчастные”. Но будем толерантными. В
конце концов, проглотили же мы цитатник Innocence?
P.S.: В одной из серий, где демонстрируется Рил посреди
кладбища, камера ненадолго крупным планом показывает надгробие, на
котором выбито “Dai Sato”.
Видимо, режиссер и аниматоры так намекнули сэнсэю, как он их достал своим способом передачи сюжета.
источник nekona.ru
|